Государственное унитарное предприятие Курской области «Курскэлектротранс»

Историческое открытие Курского трамвая

Торжественное открытие движения состоялось в субботу 18 апреля 1898 года (по старому стилю). На Красной площади были выстроены 8 моторных вагонов, украшенные лентами и флажками. На церемонии присутствовали губернатор Милютин А.Д., епископ Курский и Белгородский Лаврентий, представители городских властей, Лихачев И.А., представители анонимного общества Дювельс и Леоди, специально прибывшие из Брюсселя; русские инженеры, техники и рабочие Курского трамвая.

В честь окончания строительных работ и открытия регулярного движения был совершён крестный ход с иконой Курской Коренной, освящены вагоны и отслужен благодарственный молебен.

По окончании молебна вагоны трамвая, битком наполненные горожанами, поехали вниз по Херсонской улице, при громких криках собравшихся: «Ура!». Вагоны проезжали мимо многочисленной публики, собравшейся на Красной площади по случаю такого события.

Реакция простых горожан на движущиеся вагоны была очень разнообразной – от восторга до испуга, а иногда и забавной, как в случае одной домохозяйки, которая встала на колени, силясь рассмотреть, за счёт чего движется невиданная повозка, трамвай проехал мимо неё, она встала, перекрестилась и громогласно заявила: «Ползёт как змея!». Выражение понравилось, и Курский трамвай какое-то время после открытия движения называли «Ползучая змея».

За Московскими воротами (пл. Перекальского) и Херсонскими воротами (перекрёсток ул. Дзержинского и ул. Павлуновского) располагались городские тюрьмы, поэтому в народе говорили, что трамвай ходит от шпилей и до шпилей, от ворот и до ворот и от тюрьмы и до тюрьмы.

В первые дни, особенно по вечерам, вагоны трамвая были переполнены публикой. Всем хотелось лично насладиться поездкой в новом, невиданном доселе виде транспорта. Люди восхищались мерным и плавным ходом вагонов. Не обошлось и без курьезов. «Лошади ещё не могут привыкнуть к движению вагонов. Нередко можно видеть волнующихся животных, опрокидывающих экипажи и телеги» - писала в те дни газета «Курские губернские ведомости». Эта же газета сообщала в одном из следующих номеров: «На Московской улице возле почты лошадь купчихи Ишуниной, испугавшись проходившего трамвая, наскочила на сидевшую в экипаже жену поручика Кондратовича».

Оплата за проезд в Курске была установлена: 5 коп. половина маршрута и 8 коп за проезд по всему маршруту, как было указано в концессионном договоре. Много это было или мало? Для сравнения приведём цены на основные продукты в 1896 году в Курске:

- булка французская сдобная 2,5 коп. за 1 шт,

- хлеб пшеничный весовой 4 коп. за фунт,

- хлеб ржаной ситный 2,5 коп. за фунт,

- сахарный песок 13 коп. за фунт

- свечи парафиновые 23 коп. за фунт,

- вермишель манная 12 коп. за фунт.

- чернослив французский 40 коп. за фунт.

(Русский фунт = 0,40951241 кг, 1 пуд = 16,380496 кг)

Заработок рабочих в это время был в пределах 30 – 40 копеек.

В договоре также было указано время работы трамвая (с 7 до 22 часов), маршрут движения и ограничение скорости (12 верст/час). Однако другие вопросы эксплуатации оговорены не были: у маршрута не были установлены постоянные остановки, не были составлены расписания для каждой службы, и как следствие не соблюдались равные интервалы; отсутствовали правила пользования трамваями для пассажиров, не были выработаны правила дорожного движения для экипажей на улицах с трамвайным движением и т.д. Всё это порождало проблемы и сложности для городского транспорта.


Крестный ход на Красную площадь 18 апреля 1898 г. по случаю открытия трамвайного движения



Московские шпили 

 


Московские ворота, вид от улицы Московской

 


Освящение трамвая

 


Херсонские ворота