Государственное унитарное предприятие Курской области «Курскэлектротранс»

История строительства курского трамвая: электростанция и депо (1896-1898 гг.)

Строительство инфраструктуры трамвая - электростанции и депо — началось весной 1896 года. На Херсонской (Дзержинского) улице была построена электрическая станция в здании, сложенном из красного лицевого кирпича, с высокой вытяжной трубой и двускатной крышей. Здание стояло рядом с металлической оградой Георгиевской церкви. От Херсонской улицы электростанцию отделял небольшой зеленый скверик, засаженный клёнами и ограждённый чугунной решёткой. К зданию станции от улицы был проложен кирпичный тротуар. Центральный вход в электростанцию находился с Восточной стороны здания и был обращён на фасад гостиницы «Лондон», стоявшей   на  Авраамовской   улице (ныне ул. Добролюбова).   На   электростанции были смонтированы 3 паровых водотрубных котла с общей площадью нагрева 450 кв. м, 2 паровые машины общей мощностью 400 л.с. и 2 динамо-машины мощностью по 110 КВт каждая. Это была первая курская электростанция. Поставкой электрооборудования для электростанции занималось акционерное общество «Электричество и Гидравлика» (Electricite et Hydraulique), впоследствии фактически ставшее монополистом в сфере поставок электротоваров как для трамвая, электростанций, так и для населения Курска.

На Выгонной (50 лет Октября) улице было построено трамвайное депо, которое включало в себя кирпичный вагонный сарай-профилакторий на 4 тупиковых пути с канавами для осмотра и ремонта подвагонного оборудования, и отдельно стоящие деревянные мастерские, в которых были смонтированы 2 токарных станка, пресс, ручной сверлильный станок и 4 домкрата. Помещения в депо не отапливались. Между профилакторием и мастерскими был проложен веер на два пути с окончанием тупиком.

В июле 1896 года в депо поступил первый подвижной состав: 12 моторных вагонов и 6 прицепных. Поступившие моторные вагоны не имели электрооборудования и оно было приобретено у фирмы-акционера Курского трамвая «Электричество и Гидравлика» (Electricite & Hydraulique). Сами вагоны были произведены на крупных бельгийский заводах Рагено (Ragheno) и Франко-Бельге (Franco-Beige).

Весной 1897 года началась прокладка 5 км двухпутной линии на Московской и Херсонской улицах. Для строительства были созданы две артели строителей по одной для каждой улицы. Все работы по постройке линии велись исключительно вручную, с использованием тачек, телег, лопат и кирок.

Масштабное строительство по центральным улицам приносило большое число неудобств жителям города. Помимо шума, пыли и грязи на узких участках улиц происходили несчастные случаи с извозчиками, у которых при наезде на земляные насыпи переворачивались экипажи с пассажирами.

Ход строительства городского трамвая отслеживала специальная комиссия, которая регулярно в местных газетах публиковала доклады о процессе строительства и решении возникающих проблем.

Основные работы по постройке были завершены в сентябре 1897 года. 11 апреля 1898 года Лихачев И.А. сообщил в Городскую Управу, что трамвай к пуску готов, и с 18 апреля возможно открытие пассажирского движения. 11 числа была проведена обкатка 12 трамвайных вагонов: «сначала трамваи ходили только от Херсонских ворот до Георгиевской площади (до моста на реке Кур), затем по всей Херсонской улице и до Общественного клуба (перекресток Гостиной и Московской улиц)».

17 апреля 1898 года был произведен окончательный осмотр произведенных строительных работ. Вот протокол комиссии Городской Думы.